О здоровом питании и спорте

Детская пальчиковая гимнастика в стихах. У бабы Фроси

Вместе с профессиональным медиком мы затронули важную тему пальчиковой гимнастики и какую пользу она оказывает на развитие и здоровье ребенка. Там же мы упомянули и правила использования и внедрения пальчиковой гимнастики в ежедневные будни.

Сегодня же мы предлагаем вам большую подборку пальчиковых игр для детей разных возрастов. Применяйте их себе на радость и на позитивную пользу развития вашего крохи, развивая мелкую моторику и даря хорошее настроение.

Кстати, не останавливайтесь в выборе пальчиковых игр, если ваш ребенок достиг уже 5 лет. Пальчиковая гимнастика полезна в любом возрасте! Так что выполняйте ее вместе! Так и веселее и полезнее для всех!

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Помимо развития мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика в стихах, даст ребенку чувство ритма, расширит словарный запас и поможет быстрее «разговорить» кроху.

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Наша семья

(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой —
Это папа дорогой.
Рядом с папой — наша мама.
Рядом с мамой — брат старшой.
Вслед за ним сестренка —
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш —
Это славный наш малыш.

Сладких снов, пальчики!

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
(Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.)

Летела сова

Летела сова, (Машем руками )
Весёлая голова.
Летела-летела,
На головку села. (Кладём руки на голов у)
Села, посидела,
Головой повертела
И опять полетела. (Снова машем руками)

Зайка книгу нашёл

Зайка книгу нашел,
И открыл, и прочел,
А закрыл, все забыл.
И снова открыл,
И все повторил,
А закрыл, опять забыл.
(Ладони прижаты друг к другу, пальцы расположены горизонтально. На слове «открыл» — ладони открыть, мизинцы прижаты друг к другу. На слове «закрыл» — ладони прижимаются друг к другу.)

Пальчик-мальчик

(Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца.)

— Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
— С этим братцем щи варил.
— С этим братцем песни пел.
— С этим — в дудочку дудел.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку - сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай -
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Обязательно поиграйте с крохой в игру про крошку-паучка под музыкальное сопровождение. Это одна из любимейших игр моих сыновей:

Крошка-паучок

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегают» по предплечью.)

Паучок ходил по ветке, (затем по плечу другой руки)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение «дождика» ).
Паучков на землю смыл. (хлопок ладонями по столу/коленям)
Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками, словно солнышко светит)
Паучок ползёт опять, (пальцы каждой руки «бегают» по предплечью )
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке. (пальчики-паучки ползают на голове).

Твоя ладошка

Твоя ладошка - это пруд,
По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Развивающие занятия — это не только , но и посещений тематических занятий в школах и садиках. Во время таких занятий пальчиковая гимнастика в детском саду также станет незаменимой составляющей.

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Обязательно покажите крохе мультфильм с любимой считалочкой «Апельсин».

На прогулку

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)
А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)
Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)
А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)
Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)
И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

Корзинка овощей

(Ладошки держать перед собой или положить на стол .)
У девочки Зины
Овощи в корзине.
(Сложить из ладошек «корзинку».)
Тут пузатый кабачок
Завалился на бочок.
(Большие пальцы загнуть внутрь «корзинки».)
Перец и морковка
Разместились ловко.
(Загнуть внутрь указательные и средние пальцы.)
И фасоль, и огурец.
(Загнуть безымянные пальцы и мизинцы. Получаются два кулачка, прижатых друг к другу.)
Вот так Зина - молодец!
(Поднять большие пальцы вверх.)

У бабы Фроси

У бабы Фроси пяток внучат. (Выставляют вперед правую руку. Растопыривают пальцы правой руки. Подносят руки рупором ко рту, громко кричат: «А-а-а!»)
Все каши просят.
Все криком кричат.
Акулька в люльке,
Аленка в пеленке,
Аринка на перинке,
Степан на печке,
Иван на крылечке. ( По очереди сгибают пальцы правой руки к ладони, начиная с мизинца. Отводят большой палец в сторону. )
Баба тесто месила, (Руки «месят тесто».)
Кашу варила, (Левая рука «помешивает кашу».)
Молоко топила, (Руки «ставят корчагу в печь».)
Внучат кормила. (Руки «раздают миски».)
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились. (Пальцы правой руки легко сгибаются, кланяясь левой руке. Расслабленные руки ложатся на стол.)

На постой

Ладони сомкнуты. Мизинцы - дети (говорят тоненьким голосом), безымянные пальцы - мама (говорит обычным голосом), средние пальцы - папа (говорит низким голосом), указательные пальцы - солдаты (говорят басом). Скрещенные большие пальцы - порог избы. Ночь, в избе все спят.

Солдаты: Тук-тук! (Указательные пальцы постукивают друг о друга.)
Дети: Кто там? (Мизинцы постукивают друг о друга.)
Солдаты: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают указательные пальцы.)
Дети: Спросим у мамы, Мама! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Что, дети? (Постукивают безымянные пальцы.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Мама: Спросите у папы! (Постукивают безымянные.)
Дети: Папа! (Постукивают мизинцы)
Папа: Что дети? (Постукивают средние.)
Дети: Два солдата пришли переночевать! (Постукивают мизинцы.)
Папа: Впустите! (Постукивают средние.)
Дети: Входите! (Постукивают мизинцы.)
Солдаты: Ах, какая благодать, что впустили переночевать! Войдем! (Указательные пальцы «пляшут», совершая перекрестные движения. Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней. Руки вытягиваются вперед.)

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Сороконожки

Две сороконожки
Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу )
Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга )
Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз )
Насилу расстались – (Разжать ладошки )
И – попрощались! (Обе руки машут друг другу )

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)

Что я делала?

В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),
Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач (печём «пирожки»),
Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),
Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),
А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

Посуда

Раз, два, три, четыре, (Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга. )
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу .)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Загибать пальчики, начиная с большого .)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой. )
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого .)

Пальчиковая гимнастика для детей 5 лет и старше

Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой )
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения )
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана» )

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
(Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты — показываем «кораблик» )
Он плывёт издалека,
(Приставляем горизонтально левую руку к глазам — «смотрим вдаль» )
На кораблике четыре очень храбрых моряка.
(Показать 4 пальца )
У них ушки на макушке,
(Приставляем обе ладошки к своим ушам )
У них длинные хвосты,
(Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны )
И страшны им только кошки, только кошки да коты!
(Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем — получаются «коготки» )
В конце этой игры можно спросить у ребёнка:
— Что за моряки были на кораблике?
(Ответ: мышки )

Сколько птиц?

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)
Две синицы, воробей
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

«Ухо-нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

Упражнение «Ухо-нос» чрезвычайно полезно для младших школьников и взрослых. Оно «заставляет» работать оба полушария, что благоприятно сказывается на успеваемости ребенка. Научившись выполнять его медленно, можно перейти к ускорению. Это весело!

Зайцы

Десять серых зайцев
Дремали под кустом, (Руки свободно лежат на столе)
И двое вдруг сказали:
“Вон человек с ружьём”(Поднять вверх большие пальцы обеих рук)
Двое закричали:
“Давайте убежим!”, (Поднять вверх указательные пальцы обеих рук)
Двое прошептали
“Давайте помолчим!”, (Поднять вверх средние пальцы обеих рук )
Двое предложили:
“Мы спрячемся в кустах!” (Поднять вверх безымянные пальцы обеих рук )
А двое вдруг спросили:
«Он может сделать “Бах”?»(Поднять вверх мизинцы обеих рук )
“Бах” - выстрелил охотник, (Хлопнуть в ладоши )
Нажав ружья курок,
И десять серых зайцев
Пустились наутёк. (Бежим всеми пальчиками по столу .)

Татьяна Дедловская
Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Методические указания. Первые две строчки - обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения. Следующие две строчки - обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.

В гости кпальчику большому

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики-друзья,

Друг без друга им нельзя.

Методические указания. На первую строчку - выставляем вверх большие пальцы, на вторую - соединяем под углом кончики пальцев обеих рук. На третью - поочередно называемые пальцы соединяются с большим на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, другие пальцы сжаты в кулак. На шестую - кулачки стучат друг о друга. На последние две строчки - ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

Наши пальцы

Пальцы встали дружно в ряд (показать ладони с выпрямленными пальцами

Десять крепеньких ребят

(сжать пальцы в кулак).

Эти два - всему указки (показать два указательных пальца,

Все покажут без подсказки (придержать их большими пальцами).

Пальцы - два середнячка (показать два средних пальца,

Два здоровых бодрячка (придерживать их большими пальцами).

Ну, а эти безымянны молчуны, всегда упрямы. (Показать безымянные пальцы, остальные придерживать большими пальцами).

Два мизинца-коротышки (показать мизинцы, остальные придерживать большими пальцами).

Пальцы главные средь них (показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки,

Два больших и удалых.

Шарик

Надуваем быстро шарик -

Он становится большим.

Вдруг наш шарик лопнул,

Воздух вышел - ш-ш-ш!

Стал он тонким и худым.

Методические указания. Пальцы обеих рук собраны в щепотку и соприкасаются кончиками. Дуем на них - пальцы принимают форму шара. Воздух выходит - пальцы в исходное положение.

Этот пальчик

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все доел,

Оттого и похудел.

Методические указания. Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.

За грибами

Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скресХ тить, пальцы широко раздвинуть J солнышко.)

За грибами мы пошли. (Пальцы «идут» по столу, коленям.)

Три лукошка принесли. (Показать три пальца.)

Фигурки из палочек

В лес с корзинкой я пошел,

У пенька грибок нашел

Засолка капусты

Мы капусту рубим (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз,

Мы капусту солим (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем (интенсивное сжимание пальцев рук в кулак).

Морковка

Не морковка - загляденье,

Выросла на удивленье,

Сочная да вкусная,

Для детей полезная.

Методические указания. Пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой.

Апельсин

Мы делили апельсин. Много нас, а он один. (Покрутить сжатым кулачком левой руки, растопырить пальцы правой руки, поднять указательный палец левой руки, остальные пальцы сжаты)

Эта долька для ежа. (Левая рука сжата в кулак, мизинец отогнут)

Эта долька для чижа. (Отогнуть безымянный палец.)

Эта долька для утят. (Отогнуть средний палец)

Эта долька для котят. (Отогнуть указательный палец)

Эта долька для бобра. (Отогнуть большой палец)

А для волка - кожура. (Ладонь повернуть тыльной стороной кверху, округлив пальцы, и погладить кожуру)

Он сердит на нас. Беда! (Ладони соприкасаются основаниями, чуть согну-тые пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки - как волчьи зубы)

Разбегайтесь кто куда!

(Руки «разбегаются» по столу или по коленкам, стуча пальцами)

Слива

Мы пришли в фруктовый сад,

Стали сливы собирать.

Сливы, сладкие как мед,

Сами просятся к нам в рот.

Методические указания. Большой и указательный пальцы левой руки образуют овал, указательный палец правой руки полусогнут и приставлен к сливе (овал).

Зайка

Под высокою сосной

Сидит заинька косой.

Методические указания. Одна рука -сосна (пальцы растопырены, подняты вверх, на второй руке указательный и средний пальцы образуют ушки зайца, остальные пальцы сжаты.

Елка

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

Методические указания. Ладони от себя, пальцы скрещиваются (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локти не прижимаются.

Дерево

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

Методические указания. Прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и чуть-чуть приподняты вверх. Шевелить кистями и пальцами

Птичек стая

Пой-ка, подпевай-ка!

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Серенькое перышко,

Это зяблик, это стриж,

Это развеселый чиж,

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Методические указания. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Услышав названия птиц, дети разжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки. На последние слова пальцы обеих рук сжимают в кулаки.

Скворечник

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Методические указания. Ладони соприкасаются пальцами, большие загну-ты внутрь.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Методические указания. Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими

Утята

Раз, два - шли утята,

Три, четыре - за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый напугал:

Громко, громко запищал:

Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

Методические указания. Поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого. На звуки «Пи-пи-пи» (и до конца) ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Методические указания. Ладонь согнута под прямым углом. Большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу.

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

Методические указания. Пальцы сжаты в кулаки. Поочередно разгибать их, начиная с мизинца, затем сгибать в том же порядке.

Гости

Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка - ну пожалуйста! Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин, И Матвею блин, и Сергею блин, А Никитушке - мятный пряничек.

Методические указания. На первые четыре строки вращение кистей рук от

себя, на пятую - к себе. На остальные строки поочередно

массировать кончики пальцев правой руки.

На сегодняшний день дети гораздо меньше тренируют кисти и пальцы из-за компьютеров (хотя набор на клавиатуре — это тоже своеобразная пальчиковая гимнастика) и огромное количество современных электронных игрушек. На помощь приходят специальные упражнения. Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс упражнений, развивающих мелкую моторику, занятия способствующих снижению мышечного напряжения кистей.

Положительный эффект от занятий

Существует прямая связь между формированием устной речи и тем, насколько гармонично развиты мышцы пальцев. Во время выполнения упражнений проговаривается стихотворение, которое развивает дикцию, внимательность и воображение ребёнка.

Итак, пальчиковые игры способствуют улучшению:

  • мелкой моторики;
  • речи;
  • памяти;
  • координации;
  • мускулатуры кисти.

Регулярные занятия положительно влияют на почерк ребёнка, снижается утомляемость при долгом письме.

Особенности занятий

Каждое занятие представляет собой инсценировку рифмованных историй. Пальчиковая гимнастика «Гости» может выполняться с использованием кукол для пальчикового театра, ещё можно поменять имена героев на имена ребят, присутствующих на занятии. Ещё важно не забывать про то, что стихи нужно рассказывать выразительно, подчёркивая их мимикой, чтобы заинтересовать детей.

Вначале можно показать упражнения отдельно от стихов и немного потренироваться, затем попробовать их совместить. В процессе проведения занятия нужно следить за тем, чтобы дети успевали выполнить действие одновременно с произнесением соответствующих строк. Если возникают заминки, можно сбавить темп.

Важно соблюдать принцип постепенности, переходя от простых видов гимнастики к более сложным. Например, можно начать занятие с разминки «У девочек и мальчиков», а завершит его более сложная пальчиковая гимнастика «В гости». Постепенно будет возрастать скорость, с которой выполняются действия, а также количество стихов, проговариваемых за занятие.

Стихотворения для упражнений

Ниже приведены популярные стишки для проведения гимнастики. В скобках указаны выполняемые действия.

В гости

В гости к пальчику большому

(Участники занятий поднимают большие пальцы.)

Подходили прямо к дому

(Складывают ладошки треугольником.)

Указательный и средний,

(Упомянутые пальчики совмещают с большими на обеих руках одновременно.)

Безымянный шёл последним,

(Поднимают безымянные.)

С ним мизинчик-малышок

(Мизинцы поднимают вверх, остальные сжаты в кулак.)

Стал стучаться о порог.

(Кулаки стучатся друг о друга.)

Вместе все они друзья,

Друг без дружки им нельзя.

(Сжимают и разжимают кисти обеих рук.)

У девочек и мальчиков

У девочек и мальчиков

(Участники занятия приветственно машут.)

На руке пять пальчиков:

(Выставляют в перёд руки с вытянутыми пальчиками.)

Первый большой - паренёк с душой,

(Загибают большие, остальные всё так же вытянуты.)

Второй указательный - важный и влиятельный,

(Сгибают указательные.)

Третий - средний, совсем не последний.

(Сгибают средние.)

Четвёртый - безымянный с колечком оловянным,

(Загнуты все пальцы кроме мизинцев.)

Пятый - мизинец, несёт вам гостинец.

(После того, как дети загнут мизинцы, обе руки будут сжаты в кулаки. Можно повторить гимнастику в обратном порядке.)

Обед

Мы решили пообедать

(Зачерпнуть воздух воображаемыми ложками.)

И друзей позвали в дом.

(Надо сделать приглашающий жест.)

Скатерть ровно расстелили,

(Ребята имитируют разглаживание скатерти, можно использовать поверхность стола.)

Ложки с вилками кладём,

(Руки обращены тыльной стороной вверх, совершаются пошаговые движения в разные стороны от середины.)

Взяли ножик, булку режем,

(Совершаются пилящие движения рёберной частью ладони.)

Перемешиваем суп,

(Кулаки надо поставить вертикально и имитировать помешивание.)

Подадим его мы свежим.

(Руки повёрнуты ладонями вверх, локти сначала согнуты, затем выпрямляются.)

И добавим колбасу.

(В воздухе надо нарисовать цилиндр, совмещая окружности из больших и указательных пальцев, а затем разводя их в стороны.)

Дорогим гостям котлеты,

Посолив и поперчив,

(Руки складываются в щепотки.)

Из мясного фарша лепим.

(Ладошки полукругом по очереди накрывают друг на друга.)

Положили, замесив

(Кисти быстро сжимаются и разжимаются.)

Мы пол-луковицы злой

(Имитируется «собирание слёз».)

И моркови, и грибов,

Крышкой их скорей накрой.

(Горизонтальный хлопок ладонями)

Вот и всё, обед готов.

(Устало провести по лбу тыльной стороной руки.)

Бойцы

Пальцы наши – молодцы!

(Дети оттопыривают пальцы. Для выполнения этой гимнастики понадобится ровная поверхность.)

Все как бравые бойцы.

(Ладони нужно положить на стол. С каждой строчкой над столешницей поднимаются нужные пальцы, как на левой, так и на правой руке. Остальные остаются прижатыми к поверхности стола.)

Два больших и статных малых,

Молодцов в боях бывалых.

Два солдата-храбреца.

Два смекалистых бойца.

Два героя безымянных.

Два мальца, весьма упрямых.

Строем, будто на парад,

(Повернуть кисти пальцами вверх.)

Пальцы ровно встали в ряд!

(Выпрямить пальцы.)

Гости

Стала Маша гостей приглашать:

Никита приди, и Степан приходи,

Матюша приди, и Серёжка приди,

А Иванушка - ну, пожалуйста.

(Вращения кистей на себя. Поочерёдное массирование пальцев левой и правой рук.)

Замок

На двери большой замок -

(Дети жестами обозначают величину замка.)

Кто б его открыть помог?

(Сцепляют пальцы в замок.)

Потянули…

(Сомкнутые пальцы нужно потянуть в разные стороны.)

Покрутили…

(Кисти, имитируя волны, находятся в замке.)

Постучали…

(Дети постукивают ладошками.)

И открыли!

(Руки расцепляются.)

Детям не должны надоедать занятия. Иногда нужно заменять некоторые привычные стихи на другие. Важно сочетать пальчиковую гимнастику с другими занятиями, положительно влияющими на мелкую моторику, например, лепкой из пластилина.

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению, а так же развитию речи.

Задачу развития мелкой моторики у детей успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковую гимнастику, упражнения с карандашом, мячами, кольцом, ладошками, с карандашами, с мячами, выполнение фигурок из пальцев, графические навыки, ориентировка в пространстве, ручная умелость, работа с мелким материалом, счетными палочками, фольгой.

В ходе занятий детям предлагается поиграть с пальчиками. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика, упражнения способствуют развитию мелких мышц пальцев, кисти, подготавливают руку к рисованию, письму.

Необходимо рассмотреть предметы, находящиеся на столе.
– Сегодня мы с вами будем играть с пальчиками, карандашом, фасолью, горохом, счетными палочками.

1. Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому»

Приготовьте, пожалуйста, руки (дети ставят локти на стол, руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга).

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний
Безымянный, и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался о порог.
Вместе пальчики друзья –
Друг без друга им нельзя.

На первую строчку – выставить вверх большие пальцы, на вторую – соединить под углом кончики пальцев обеих рук, на третью – поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак. На шестую кулачки стучат друг об дружку. На последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках.

2. Игра с карандашем

Упражнение №1
Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.

Упражнение №2
Дети поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

Упражнение №3
Зажмите карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклоните пальцы с карандашами к ладошкам и снова верните их на место.

Упражнение №4
Дети положите руки на стол, ладошками вверх, зажмите карандаш в четырех пальцах. Согните кисть руки с карандашом и разогните ее.

Упражнение №5
Возьмите карандаш и зажмите его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.

3. Физкульт минутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

4. Выполнение фигурок животных из пальцев рук

Конструируя из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.д. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, фигурки выполняются как левой, так и правой рукой.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то можно усложнить: разыгрывать небольшие сценки, короткие рассказы, с сопровождением построения фигурок их кисти и пальцев рук. При хорошей фантазии детей можно придумывать и рассказывать сказки, которые можно сопровождать фигурками из пальцев рук, а так же использовать на других занятиях (математика, развитие речи, ознакомление с окружающим миром, художественная литература).

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Кошка
А у кошки ушки на макушки
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх).

Зайка и ушки
Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы ими шевелить в стороны и вперед).

Колокольчик
Колокольчик все звенит –
Языком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палей правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает).

Сказка «Приключение зайки»

(Обыгрывание сказки с помощью фигурок, выполненных из пальцев рук, которые были ранее освоены).
Жил-был возле леса на полянке, где росли красивые цветы, заяц. Ему было очень скучно, и он пошел искать друга. В лесу он встретил другого зайчика. На их беду в лес прибежал волк - зубами щелк. Убежали зайцы, спрятались, и думают, что им сделать. И решили они построить дом. Посмотрели зайцы, что волка нет и пошли в лес. Они пилили, рубили, молоточком колотили и построили себе дом, а в доме стол, стул, кровать и крепкий замок. Прибежал на стук волк - зубами щелк, посмотрел на дом зайцев и убежал прочь. А зайцы стали жить - поживать и добра наживать.

5. Ориентировка в пространстве и на листе

Ориентировка в пространстве, на листе, в клетке, работа с мелким материалом способствует развитию тактильных ощущений, глазодвигательной координации, что в свою очередь приводит к автоматизации двигательных навыков, глазомера и дает предпосылку к письму.

– Положите, пожалуйста, перед собой лист бумаги зеленого цвета, пододвиньте тарелочки на которой находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.

– Положите по середине листа, вертикально одну сетную палочку. Слева и справа от нее положите по три палочки с каждой стороны, так чтобы он смотрели вниз.

– Что получилось? (Елочка)
– Сколько всего понадобилось счетных палочек для елочки? (Семь)

– В левом нижнем углу положите черную фасоль, а вокруг нее пять белых фасолен.
– Как вы думаете, что получилось? (Цветок)
– Сколько фасолен вы использовали для цветка? (Шесть) – Сколько фасолен белого цвета? (Пять)
– Сколько фасолен черного цвета? (Одна)
– Пять плюс один – будет шесть.

– В правом нижнем углу положите одну черную фасоль горизонтально и одну белую вертикально, друг под другом.
– Дети, что получилось? (Гриб)

– В верхнем правом углу положите пять горошен.
– На что похоже? (Солнце)

– В каком углу мы не положили ни чего? (В левом верхнем углу)
– Посмотрите на листок и подумайте, что у нас с вами получилось? (Поляна)

Вам также будет интересно:

Наш клуб является коллективным членом ФДМО (Федерация джиу-джитсу Московской области),...
 Станислав SportPanda Хочешь накачаться в домашних условиях за 2-3 месяца к лету,...
Подъем ног в висе по праву можно назвать одним из самых эффективных упражнений на пресс....
Упражнение развивает среднюю часть дельтовидной мышцы, надостную мышцу, расположенную под...
Упражнение сведения в кроссовере через верхние блоки, прокачивает нижнюю часть, середину и...