«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБЕГИ»
Цель: физическое развитие и укрепление здоровья детей. Формирование привычки здорового образа жизни: активный отдых и использование свободного времени с пользой для здоровья. Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение работать в команде.
Физрук: Всем известно - человек передвигается на двух ногах. А как передвигаются животные и насекомые? Вариантов здесь множество: на двух, четырех, шести и более конечностях, прыжками и ползком, задом наперед и боком...
Предложите ребятам попробовать свои силы в «Экологических забегах», в каждом из которых им предстоит подражать способу передвижения того или иного животного. Такие необычные эстафеты отлично «впишутся» в программу Дня природы, проводимого в лагере, так как они имеют не только спортивно- развлекательный, но и познавательный характер: ребята в игровой обстановке прекрасно запомнят те или иные повадки животных, оценят их силу и ловкость. Для этого перед каждой эстафетой следует хотя бы немного рассказать о животных, подражать движениям которых предстоит.
Лягушка на охоте
Как известно, лягушки предпочитают на обед комара или муху. Но для того, чтобы их поймать, ей необходимо проделать некоторый путь в поисках добычи. Вы знаете, что лягушка передвигается прыжками, используя силу своих задних перепончатых лап.
Для эстафеты каждой команде потребуется пара ласт и теннисный мяч. Ласты помогут преобразить ваши ноги в «задние лапки лягушки«, теннисные мячи будут играть роль «комара» («мухи»). Первый участник надевает ласты на ноги, садится на корточки и по сигналу начинает двигаться вперед прыжками как лягушка.
Доскакав до поворотной отметки, он поворачивается лицом к своей команде. В этот момент следующий игрок. стоящий на линии старта, бросает ему мяч - «комара». «Лягушка» должна рукой поймать «добычу», прыжками вернуться с ней к команде и передать ласты второму участнику, а мяч - третьему. Далее все повторяется. Успех зависит от ловкости «лягушек» при ловли добычи, от точности бросания мяча и от скорости передвижения.
Поймай за хвост дракона
В эту игру играют в Китае.
Суть ее в следующем. Игроки (их должно быть не менее 10) становятся в колонну по одному, положив правую руку на правое плечо впереди стоящего, образовав таким образом «дракона». Впереди стоящий – голова «дракона», последний в цепочке - его хвост. Голова «дракона» пытается поймать хвост. Цепочка находится в непрерывном движении, тело «дракона» послушно следует за головой. Голова стремится так организовать движение тела, чтобы схватить последнего в цепочке игрока, а «хвост» всячески стремится избежать этого – при этом цепочка не должна разрываться. Когда голове «дракона» все же удастся поймать свой «хвост», последний в цепочке (пойманный) игрок становится головой, новым «хвостом» становится игрок, бывший в цепочке предпоследним.
Сороконожка
Многие из вас наблюдали, как передвигается гусеница-сороконожка, подтягивая заднюю часть туловища к передней, она распрямляется и выбрасывает вперед переднюю часть. Такой способ передвижения напоминает волну.
Для эстафеты необходимы каждой команде 5 веревок длиной чуть больше 1м (можно использовать скакалки) и 10 стульев или стоек, на которых нужно будет закрепить эти веревки.
На линии движения с интервалом 3-4м друг от друга устанавливают (перпендикулярно направлению движения) парами стойки с веревками, закрепленными на разной высоте: от 1,2м до 0,5м. Таким образом, для каждой команды получится 5 препятствий. В эстафете одновременно участвуют все члены команды: они выстраиваются в колонну, положив руки впереди стоящим на пояс или на плечи - получилась «гусеница-сороконожка» и по сигналу начинают движение. Подойдя к препятствию, первый игрок наклоняется или приседает (в зависимости от высоты препятствия), чтобы пройти под натянутой веревкой. Вслед за ним, не отрывая рук друг от друга, это же делают все игроки. Пройдя под веревкой можно выпрямиться. Так, совершая волнообразные движения, «сороконожка» должна пройти путь до поворота и обратно. Побеждает команда, которая сделает это быстрее и ни не разорвется.
Пингвин
Пингвины живут в Антарктиде. Эти красивые, изящные птицы не умеют летать, зато прекрасно плавают и очень забавно ходят. Помните их грациозную походку «вразвалочку»? Есть у них еще одна интересная особенность: они умудряются носить своих только о вылупившихся детенышей между лапок.
Для эстафеты нам потребуются лишь два теннисных мяча. Задача участника - зажав мяч между колен или лодыжек, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать, бежать - надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина. Может быть, вам удастся двигаться быстрее пингвинов? Смотрите, не уроните мяч!
Черепаха-путешественница
Все знают, что черепаха - очень медлительное животное. Но опробуйте двигаться быстро, когда у вас на спине настоящий дом-панцирь! И все же черепахи, путешествуя по пустыне, преодолевают большие расстояния.
Для этой эстафеты каждой команде потребуется таз (металлический или пластмассовый). Первый участник становится на четвереньки, на спину ему устанавливают таз дном вверх - получилась «черепаха». Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом панцирь-таз: ведь его потеря равносильна смерти для черепахи. Так как таз ничем не закреплен, и придерживать его рукой нельзя, то двигаться нужно очень осторожно и, следовательно, медленно, как черепаха. Когда первая «черепаха» доползет обратно, с нее снимают «панцирь» и устанавливают его на спину следующему участнику.
Рак, спасающийся от опасности
К сожалению, сегодня рака встретить в наших водоемах трудно: для жизни им нужна чистая, проточная вода. Все же надеюсь, что все знают, как выглядит рак. Напомню вам одну интересную особенность его поведения: спасаясь от опасности, рак пятится задом, выставив вперед хвост и держа наготове для обороны клешни. Бежит при этом он достаточно быстро.
Первый участник становится на четвереньки лицом к своей команде, и по сигналу начинает двигаться задом наперед до поворотного пункта, разворачивается и таким же способом возвращается, передавая эстафету, следующему участнику (который заблаговременно принимает исходное положение). Эстафета продолжается, пока все участники не проделают это.
Ловкие обезьяны
Все вы видели, как ловко некоторые обезьяны лазают по деревьям, перепрыгивают с ветки на ветку, с дерева на дерево, очень здорово используя при этом лианы, цепляясь за них всеми конечностями, а иногда и хвостом.
Для эстафеты нужны канаты или длинные веревки – это «лианы». Канат нужно уложить на землю по всей длине трассы от линии старта до поворотной отметки. Участники должны будут преодолеть путь туда и обратно на «четырех конечностях», то есть наступая на веревку ногами и держась за нее руками. Конечно, при этом существует опасность отдавить свои собственные пальцы, но ведь обезьянки такие ловкие и не боятся ни никаких трудностей!
Тараканьи бега
Такой вид соревнований действительно существует для развле чения публики. Тараканов даже специально выращивают и гото вят к соревнованиям. Напоминаем, что у тараканов шесть лапок и бегают они достаточно быстро.
Для проведения эстафеты каждая команда разбивается на пары. Из пары образуется «таракан»: один участник становится на четвереньки, а второй становится впереди и кладет свои ноги ему на спину, опираясь только на свои руки – получилось шесть «лапок» (четыре от первого и две от второго участника). При такой неустойчивой конструкции надо постараться развить большую скорость. Трудно? Но ведь тараканам удается!
Белочка, несущая орех
Белочка - очень подвижный, ловкий и пушистый зверек. Помните, как здорово она прыгает с дерева на дерево, умудряясь при этом нести орехи, грибы или ягоды.
Для этой эстафеты приготовьте для каждой команды 5-7 обручей (количество зависит от длины дистанции) и одному волейбольному мячу. Обручи расположите на полу так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до другого. При этом они вовсе не должны лежать на одной линии. Задача каждой «белочки» пронести свой «орех» (волейбольный мяч), прыгая «с дерева на дерево» (из обруча в обруч), сначала до поворотной отметки, затем обратно. Вернувшись «в дупло», игрок передает «орех» следующей белочке. Эстафету можно усложнить: не один «орех», а два или три.
Змея
Змея не имеет ног, следовательно, не может ходить или бегать. Змея грациозно, бесшумно и быстро ползает, изгибаясь при этом всем телом, плавно огибая встречающиеся препятствия.
Для эстафеты потребуются 5-7 стульев, которые надо расставить по линии движения. Команда выстраивается в колонну. Положив руки на плечи впередистоящим, все приседают - змея готова к движению. Задача команды – преодолеть путь до поворотной отметки и обратно, огибая препятствия (стулья) и не з адевая их. Важно не расцепиться в пути и не встать в полный р ост: иначе получится «змея с ногами» или «разорванная змея», такого в природе не бывает.
Паук, плетущий паутину
Чтобы поймать жертву, паук плетет замысловатые сети - пау тину. Иногда паутину сравнивают с кружевом. У паука 8 лапок передвигается на них он очень проворно.
Для этой эстафеты команда разбивается на четвёрки. Из каждой четверки образуется паук: для этого они становятся спиной друг к другу и сцепляются руками, согнутыми в локтях. Восемь лапок - это восемь ног. Теперь «пауку» надо пройти от старта до поворотной отметки и обратно, но не по прямой линии, а по «ниточке паутины». Пусть это будет положенная на пол причудливым образом или начерченная мелом замысловатая линия с неожиданными поворотами, зигзагами. В этой эстафете очень важна согласованность движений участников. Паук не должен «разрываться на части», «задние лапки» должны всегда двигаться в том же направлении, что и «передние». Пройдя всю дистанцию, «паук» передает эстафету следующей четверке.
Трудолюбивые муравьи
Каждый из вас встречал в лесу муравейник и видел, что там всегда кипит работа. Муравьи считаются самыми трудолюбивыми насекомыми. Причем, если один муравей не может справиться с работой, на помощь ему обязательно придут другие. Объединившись, муравьи могут перетащить в муравейник даже очень тяжелый (для них, конечно) предмет.
Для эстафеты потребуется одна гимнастическая палка для каждой команды. Первый участник берет ее и бежит (по сигналу) до поворотной отметки, возвращается обратно к себе в «муравейник», чтобы «попросить о помощи». Тогда за палку берется второй участник команды и они вдвоем преодолевают дистанцию. Затем втроем, вчетвером... В конце концов все участники команды должны ухватиться за «тяжелую ношу» и сообща донести ее до своего «муравейника». Проигрывают те, кто менее трудолюбивы.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
ПОДГОТОВИЛА:
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МКОУ СОШ № 6
СИДЕЛЬНИКОВА ЛАРИСА ИВАНОВНА
2014г.
Название:
Сценарий спортивного экологического праздника «Птички-невелички»
Номинация:
Детский сад, Праздники, развлечения, сценарии, спортивные, Подготовительная группа
Должность: инструктор по физо
Место работы: МБДОУ № 546 детский сад «Семицветик»
Месторасположение: г. Екатеринбург, ул. Палисадная 8Б
Экологический праздник для подготовительной группы
«Птички-невелички»
Перед праздником провести беседы о природе, деревьях, травах, о мире птиц и животных.
Цель. Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе, учить бережному отношению к окружающему миру и друг другу, доставить радость от участия в празднике.
Задачи. 1.Формировать основы экологической грамотности: представления детей о том, что живая природа нуждается в помощи и защите.
2.Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
3. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками: умение договариваться, слаженно соревноваться в командах.
Действующие лица:
- Ведущий-инструктор по ФИЗо.
- Воробей
- Синичка
Инвентарь:
Модули, мешки, конусы, кубики, мячи, лейки, деревце, таз с песком, лопатка, обруч, туннель, колокольчик, контейнеры: металл, пластмасса, бумага, мусор, искусственные цветы.
Ход мероприятия.
Ведущий.: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, взрослые! Мы живем в великой огромной стране – России. Все мы очень любим нашу страну, но к сожалению, не все жители нашей страны берегут окружающую природу, красоту наших полей и лесов. Сегодня в наш детский сад прилетели гости.
(под грустную музыку влетают воробей и синичка)
Воробей и синица: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте.
Воробей: Нам сорока сегодня сообщила, что у вас сегодня праздник! Это правда?
Дети: Да.
Синица: А у нас случилась беда, после зимы наши гнезда пришли в негодность и жить нам стало негде. Ребята, помогите построить новые домики для нас и наших семей.
Ведущий: Ребята поможем нашим птичкам?
Дети: Да!
Ведущий: Для этого мы должны пройти сложные экологические испытания, а за каждое успешно выполненное вы будете получать одну часть будущего домика. Сейчас нужно разделиться на команды. Для этого я предлагаю вам вытянуть из волшебного мешочка карточку с изображением синички и воробья. Какую вытяните, в команду той птички вы и попадете.
(Проведений жеребьевки под веселую музыку)
Ведущий: Перед испытаниями нужно хорошенько размяться. Повторяйте движения за птичками.
(Разминка под музыку «Солнышко лучистое»)
1-эстафета- «СБОР МУСОРА»
Синица: Если ты пришел в лес на пикник, не разбрасывай мусор. Ведь в лесу живут птицы, животные и насекомые. Это их дом и ты пришел к ним в гости. Собери весь мусор и отнеси на мусорку.
(Имитация мусора разложена на расстоянии от детей. Первый бежит до мешка, берет его в руки и поворачивается к команде. Следующий бежит, берет один «мусор» и кладет его в мешок и тд. Последний бежит кладет в мешок мусор и вместе с первым и мешком возвращаются обратно.)
2-эстафета-«ПОСАДИ ДЕРЕВЦЕ»
Веущий.: Мы живем в большом городе, где много больших и маленьких домов и как же мало деревьев.
(Пробежать змейкой до тазика с песком, взять лопатку, выкопать ямку, посадить деревце, вернуться обратно)
Ведущий: А теперь участники могут отдохнуть, а я всех зрителей приглашаю потанцевать. (Танец утят)
3-Эстафета- «ПОЛЕЙ РАСТЕНИЕ»
Вор.: Засуха кругом. Сохнет бедная Земля и желтеют и засыхают все цветы и поля. Нужно полить цветы.
(Добежать до лейки, взять, полить, поставить лейку обратно, вернуться)
4-Эстафета-« Потуши пожар»
Ведущий: Тили, тили, тили бом
Загорелось все кругом
Вы, друзья, скорей бегите
И огонь остановите.
В лесу в жаркую часто возникают пожар, потому что люди не затушили уходя за собой костер. Этого нельзя допускать. И сейчас вам нужно преодолевая препятствия добежать до колокольчика, позвонить в него, как-будто вы вызвали пожарных и вернуться к команде.
(Пролезть в обруч, туннель, позвонить в колокольчик, вернуться)
Ведущий: А пока команды отдыхают, птички загадают зрителям загадки.
Воробей: Без взрослых с ним развлекаться опасно,
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой
И он обернется серьезной бедой.
Синица: Можем мы в траве их встретить
Ведь жильцов там миллион!
Ты их увидишь на пути-
Не обижай, а отойди!
Без них весь лес, друг мой,
И одинокий, и пустой!
(Насекомые)
Воробей: Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка!
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
(Лягушка)
Синица: Ветки носят, глину роют,
На реке плотину строят.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы уже получили четыре детали домика для птиц. И осталось добыть еще одну деталь, но это не так уж легко сделать.
5-Эстафета-«СОРТИРОВКА»
Ведущий: В процессе нашей жизнедеятельности остается много отходов. Так давайте вместе разберем наш мусор.
(Контейнеры: металл, пластик, бумага и мусор из соответствующих материалов. Разложить мусор по контейнерам)
Ведущий: Итак, ребята, вы получили все детали домика. Давайте же теперь построим домики для Воробья и Синички.
6-Эстафета-«СТРОИМ ДОМ»
Берем деталь в паре, бежим к отмеченному месту, ставим, возвращаемся обратно. В финале этой эстафеты воробей и синичка должны занять свои домики.
Воробей: Спасибо, ребята, вы помогли нам обрести новый красивый дом. И мы вас хотим отблагодарить, примите от нас дары природы (фрукты)
Синица: Кушайте фрукты, охраняйте природу и не забывайте, что мы с вами живем в одном прекрасном доме под названием «Земля».
Вед: Спасибо вам, ребята, за то, что вы не отказали в помощи птичкам. А наш праздник подошел к концу, вы можете идти в свои группы, помыть руки и попробовать угощения, которые вам дали Воробей и Синица.
МОУ «Павловская СОШ» с/п Павловская СлободаИстринского района Московской области
Внеклассное мероприятие
по физической культуре
« Спортивно-экологические эстафеты»
Учитель физической культуры: Клочкова В.В.
Ход мероприятия.
Цель:
развитие интереса к занятиям спортом, воспитание любви к природе, бережного отношения к животным, птицам, зеленым насаждениям.
Задачи:
развивать физические способности детей – быстроту, ловкость; ввести детей в чудесный и таинственный мир природы, научить их непрерывно ей удивляться, дружить с природой и заботиться о ней; сформировать понятие о здоровом образе жизни.
Состав команды: 10 человек – 5 мальчиков, 5 девочек.
Инвентарь:
мягкие игрушки-звери, корзинки, «грибы», «рыбки», карандаши, баночки, бинт, мел, клубок ниток, гимнастические обручи, маски животных, кегли, полиэтиленовые пакеты, зонты, конверты.
^
Ход занятия
Команды входят в спортивный зал под музыку «Если с другом вышел в путь».
Учитель. Ребята! Любите ли вы природу?
Так я и думала! Конечно, любите!
А теперь давайте вместе с вами разберемся, что такое природа.
Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения и животные – все это природа! Какая бывает природа? Она бывает неживой и живой.
Приведите пример неживой природы.
Приведите пример живой природы.
Учитель: на земле все связано невидимыми цепочками и, сломав одно звено, можно оборвать все цепочку.
Наука, которая занимается изучением того, как живые существа связаны с окружающим миром, называется экологией .
Это слово образовалось из двух греческих слов: «экос» - значит «дом», а «логос» - «наука». Вот и получается, что экология это наука о нашем общем доме – Земле.
Наш общий дом.
1 ученик. Ты можешь удивляться,
Узнав, - Земля наш дом!
Живут в нем, звери, птицы,
И мы с тобой живем.
2 ученик. Земля – наш дом огромный,
В нем много этажей
Для жителей подводных
И для лесных ужей.
Для всех квартир хватило:
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.
3 ученик. Земля – наш дом огромный
И пусть сооружен
Он не из плит бетонных,
Но суть совсем не в том,
А в том, что мы соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей.
Об этом наша речь!
Учитель: природу надо беречь!
I. Приветствие команд.
В соревнованиях участвуют три команды.
Команда «Капельки» 2-«А» класса.
Команда «Радуга» -2-«Б» класса.
Команда «Солнышко»- 2 «В» класса.
II. Музыкальная разминка под музыку «Вместе весело шагать».
III. Эстафеты.
«Собери мусор».
Давайте представим, что мы пришли в лес, а на поляне разбросам мусор – жестяные баночки, пластиковые бутылки, фантики. Надо лесу помочь все убрать».
По площадке раскладывают «мусор». Из каждой команды приглашают по два представителя «мальчик и девочка». Им дают два пакета для мусора.
Выигрывают представители тех команд, которые соберут мусор за меньший промежуток времени.
«Голодные белочки».
Напротив каждой команды в 10 м от нее разложены грибы и ягоды из картона – 10 штук (по числу игроков в команде). На противоположном конце площадки «стоит» гимнастический обруч (его держит помощник), а за обручем на стуле находится игрушка-«белка». Обруч – это дом белочки (дупло). В руках первых номеров по корзине.
Операция «Живое серебро».
Участники команд строятся в колонну по одному. Напротив каждой команды лежит гимнастический обруч – это «речка». В 10 м от линии старта на полу расположены игрушечные рыбки, образуя круг. По сигналу первый номер бежит к рыбкам, берет одну и бежит дальше к обручу, где он оставляет рыбку. Затем быстро возвращается назад. Рыбок должно быть столько же, сколько участников в каждой команде. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Игра со зрителями.
А) Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом.
Как они зовутся? (Мухи)
Б) И в лес мы, и в болоте,
Нас везде всегда найдете:
На поляне, на опушке,
Мы зеленые (лягушки).
В) Огромная кошка мелькнет за стволами, -
Глаза золотые и ушки с кистями.
Но это не кошка, смотри, берегись;
Идет на охоту коварная (Рысь).
Г) Под корой сосны и ели
Точит сложные туннели,
Только дятлу на обед
Попадает (Короед).
Д) Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят (Черепахи).
Е)Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет – это (Крот).
«Дождь».
Ведущий: «Представим, что пошел дождь и все лесные звери должны быстро укрыться». По сигналу первый номер бежит к грибу и оставляет игрушку под ним. После того как он пересек линию финиша, выбегает второй игрок – и так до тех пор, пока все игроки не перенесут зверей в укрытие. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
Ученик. Говорим при всем народе
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для вей природы
Должен каждый человек!
6.Нарисовать рисунок: «Под защитой природа».
Участники команд строятся в колонну по одному. Напротив каждой команды ставят стол. На нем находится лист бумаги с рисунком, на котором пунктиром обозначены контуры 10 предметов. В 5-6м от линии старта стоит табуретка, где лежат карточки с названиями этих предметов. Каждый игрок по очереди бежит к табуретке с карточками. Берет одну карточку, переворачивает ее и читает, что ему надо обвести на рисунке. Бежит к столу, к рисунку, берет нужного цвета карандаши и обводит свой предмет. После этого возвращается назад и передает эстафету следующему участнику. Побеждает команда, первой закончившая эстафету и участники которой красивее нарисовали рисунок. (Задания на карточках: 1 – ствол дерева, 2- крона дерева, 3 – заяц, 4 – птица, 5 – солнце, 6 – ромашка, 7 – колокольчик, 8 – бабочка, 9 – мальчик, 10 – девочка.)
^ Эстафета «Голуби».
Представим, что все голуби и нам срочно надо передать сообщение».
По сигналу первый номер берет в руки конверт и, изображая полет голубя (машет руками), бежит до кегли и, обогнув ее, возвращается назад. Конверт он передает второму номеру, который выполняет задание. Побеждает команда, первой закончившая игру.
Конкурс капитанов.
8. Эстафета «Берегите лес».
Ученик. Люди, берегите лес!
Ведь это так прекрасно.
Если ты придешь туда,
Не мусори напрасно.
Деревья, ягоды, цветы,
Всем этим пользуешься ты.
А думал ты хоть бы разок:
«А чем же лесу я помог?».
Команды садятся на гимнастические скамейки перед стартовой линией. Перед каждой командой полоса препятствий: обруч на подставке – «поваленное дерево», в шахматном порядке расставлены 4 картонные коробки – «елки», на расстоянии 3 м друг от друга стоят «пеньки» - плоские картонные коробки, еще одно «поваленное дерево» - обруч на подставке, в конце площадки стойка – картонная коробка. Между «деревьями» мусор. По сигналу первый игрок, в руках которого пакет под мусор, бежит вперед, собирая мусор, пролезает под « поваленным деревом», пробегает змейкой между «деревьями», перепрыгивает через «пеньки», обегает стойку в конце площадки, по прямой возвращается к команде, передает пакет следующему игроку и т.д.
Побеждает команда, которая первая закончит эстафету и соберет мусор. Штрафное очко жюри начисляет, если игрок взял более одного предмета или передача эстафеты произведена за линией старта.
Учитель: «Природа – дом особый. Внутри него все тесно взаимосвязано» животные – с растениями, растения – с растениями, животные – с другими животными, а все вместе – с ласковым солнцем, землей, водой. Нарушим эти связи – и словно стены упадут в нашем доме. А чтобы этого не случилось, надо знать природу, изучать ее и охранять. Мы можем помочь животным, защитить их. Накорми в зимнее время голодающих птиц. Не мучай котенка, не держи в душной коробке маленькую черепашку: отпусти их, пусть они живут».
«Бедной косуле
Нельзя простудиться –
Ведь для косуль
Не бывает больницы.
Кто заболевшую
Станет лечить,
Если в степи
Не бывают врачи?»
2-й ученик:
«Дереву трудно
Обороняться!
Оно ведь не конь,
Не умеет лягаться.
Дерево молча
Сгорает костром,
Корчится молча
Под топором».
3-й ученик:
«Красный тюльпан
Того, кто сорвет,
Словом недобрым
Не попрекнет.
Серая мышка
Лапку поранит –
Тоже к врачам
Обращаться не станет».
4-й ученик:
«Если зимой
Нет запаса кормов,
Плохо синице
От бурь и снегов.
Вряд ли она
До весны доживет,
Если кормушку
Себе не найдет».
Все вместе:
«Кто их накормит?
Кто защитит?
Кто им поможет
Если не ты?».
Награждение
Победителей конкурса: «Вторая жизнь предмета»
Победителей конкурса рисунков: «Берегите природу».
Награждение команд.
Ход спортивно-экологической эстафеты
Под музыку в спортивный зал входят команды 5,6 классов и выстраиваются в одну шеренгу.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Во время туристских походов, прогулок в лесу, просто выходов на природу вы довольно часто во что-то играете. Но не всегда при вас может быть спортивный инвентарь. И сейчас мы представим вам игры-эстафеты с применением так называемого бросового материала, а точнее мусора, которого, к сожалению, в нашем селе и за его пределами предостаточно.
Спортивно-экологическую эстафету будет судить компетентное жюри (представляет членов жюри) по двухбалльной системе: 2 очка – победа, 1 очко – ничья. Каждая команда представляет своё название, девиз и эмблему.
Игра «Собери мусор»
Ведущий:
Если ты фантики бросаешь,
То свою планету засоряешь.
Должен помнить ты, и он, и я –
Фантиком погубим муравья,
Хоть они красивы и легки,
Могут умереть от них жуки.
Правильно, друзья, поступит тот,
Кто свой фантик в урну отнесёт.
Команды получают по швабре и ведру. У первого игрока в одной руке швабра, а в другой баночка из-под майонеза. На дистанции бега от лицевой линии волейбольной площадки рассыпаны фантики от конфет, кусочки картона. Каждый участник команды во время бега старается захватить шваброй как можно больше мусора, который на линии старта собирают в ведро. В эстафете учитывается не только скорость выполнения, но и количество мусора в ведре.
Игра «Чистое озеро».
Проводится на баскетбольной площадке, центральный круг - «озеро», в котором плавает мусор: баночки из-под йогурта, бутылки из-под воды, крышки, пробки и т.д. Каждый предмет имеет кольцо из проволоки для зацепа его крючком. Команды становятся перед линией штрафного броска лицом к центру. Перед центральным кругом стоит картонная коробка, на которой находится ведёрко для «улова» и удочка с безопасным крючком. По сигналу первый игрок команды бежит вперёд до «озера», берёт удочку, забрасывает её в озеро, подцепляет на крючок любой предмет, кладёт его в ведёрко, а удочку на коробку и возвращается к команде, передавая эстафету следующему игроку.
Побеждает команда, которая за наименьшее время выловит больше предметов. Жюри дает штрафное очко, если передача эстафеты проведена за линией старта или предмет был выловлен при помощи рук.
Игра «Карусель»
Принимают участие две команды, в каждой из которых 7 человек. Игра проводится на баскетбольной площадке. Каждая команда образует круг на своей половине площадки, в центре которого водящий – капитан команды соперников - с верёвкой длиной 2,5 метра, на конце которой закреплена пластиковая бутылка, набитая ветошью. По сигналу водящий начинает вращать верёвку с бутылкой по полу: чьих ног коснулась бутылка – тот выходит из игры.
Побеждает команда, у которой за 2 минуты останется большее количество игроков. Штрафное очко даётся, если игрок отошёл от водящего на расстояние больше длины верёвки.
Игра «Болото»
Проводится на волейбольной площадке, принимают участие 6 человек от команды. Перед командами «болото», которое надо преодолеть, пользуясь «переправой» - коробками. У каждой команды по 4 коробки. 3 игрока становятся в коробки. Первый игрок ставит правую ногу в первую коробку, левую – во вторую; второй игрок – правую ногу во вторую коробку, левую – в третью коробку; третий игрок – правую ногу в третью коробку, левую в четвёртую коробку. Выполняя синхронное движения ногами, им необходимо пройти «болото» до конца волейбольной площадки, возвратиться обратно к своей команде и передать эстафету следующей тройке.
Побеждает команда, которая первой закончит эстафету без штрафных очков. Штрафное очко жюри начисляет за повреждение одной из коробок или за передачу эстафеты перед линией старта.
Игра «Берегите лес»
Ведущий:
Люди, берегите лес!
Ведь это так прекрасно.
Если ты придёшь туда,
Не мусори напрасно.
Деревья, ягоды, цветы,
Всем этим пользуешься ты.
А думал ты хоть бы разок:
«А чем же лесу я помог?»
Команды садятся на гимнастические скамейки перед стартовой линией. Перед каждой командой полоса препятствий: обруч на подставке – «поваленное дерево», в шахматном порядке расставлены 4 картонные коробки – «ёлки», на расстоянии 3 метров друг от друга стоят «пеньки»- плоские картонные коробки, ещё одно «поваленное дерево» - обруч на подставке, в конце площадки стойка – картонная коробка. Между «деревьями» мусор. По сигналу первый игрок, в руках которого пакет для мусора, бежит вперёд, собирая мусор, пролезая под «поваленным деревом», пробегает змейкой между «деревьями», перепрыгивает через «пеньки», обегает стойку в конце площадки, по прямой возвращается к команде, передаёт пакет с мусором следующему игроку и т.д.
Побеждает команда, которая первая закончит эстафету и соберёт мусор. Штрафное очко жюри начисляет, если игрок взял более одного предмета или передача эстафеты произведена за линией старта.
Игра «Мозаика»
Принимает участие вся команда, которая садится поперёк гимнастической скамейки, стоящей перед стартовой линией, в таком порядке: девочка - мальчик, девочка - мальчик. Игра проходит на баскетбольной площадке, в кругах разметки рассыпаны пробки от бутылок разных цветов. Перед скамейкой каждой команды находится полусфера. Девочки бегут к центральному кругу, берут пробку цвета, закреплённого за каждой командой, возвращаются к команде, кладут пробку в полусферу и передают эстафету мальчикам. Мальчики бегут к дальнему кругу, так же берут пробку своего цвета, возвращаются к команде, кладут пробку и т.д.
Побеждает команда, которая первой закончит эстафету. Учитывается и правильность выбора цвета пробок.
После завершения каждой эстафеты жюри подводит итоги, оперативно информирует о них участников и зрителей. После заключительной эстафеты жюри определяет окончательные результаты и вручает за призовые места командам почётные грамоты и сладкие призы.
Ведущий:
Говорим при всём народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!
Александр Щастный , учитель физической культуры Великодубровской основной школы Мглинского района Брянской области